Меню Рубрики

Проект можно сделать бумагу в домашних условиях

Изготовление бумаги в домашних условиях

Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Бумага из вторичного сырья
2.2 Изготовление бумаги в домашних условиях
3. Заключение
4. Используемые источники

Таким образом, цель данного проекта: научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
• Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
• Научиться применять вторичное сырьё;
• Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность — она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии — один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” — из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована. египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги — “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Кусок марли с мелкими отверстиями
Растворимый крахмал (две чайные ложки)
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.

Его использовали авторы проекта для изготовления бумаги в домашних условиях.

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2—3 листов бумаги надо приблизительно 3—4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

1. “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.
3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

Авторы проекта:
обучающиеся МОУ СОШ № 33 г. Энгельса:
Кормилина Евгения и Иодис Татьяна, 6а класс

Руководитель проекта: Соленкова Наталья Николаевна,
учитель географии

источник

В работе рассматривается вопрос о вторичном использовании бумаги. Работа заняла 1 место в городской практической конференции.

Муниципальное общеобразовательн ое учреждение

начальная общеобразовательная школа №2

Тема: «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Номинация: «Занимательная история»

МОУ НОШ №2 ученик 1 «В» класса

Руководитель: Пестерева Татьяна Ивановна

1.1 История возникновения бумаги

1.2 Современные способы изготовления бумаги

2. Исследовательская часть

3. Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Список используемой литературы

Сегодня бумага – естественная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Бумага используется в разных отраслях производства: образование (учебники, тетради и т.п.), книгопечатание, искусство; упаковка; медицина (бинты, перевязочные материалы, средства гигиены и т.п.); мир бизнеса (штампы, деньги, чеки, письма, марки).

Переработка мусора необходима во всём мире. Из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.

В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не похожи друг на друга. Изучение способов изготовления бумаги ручной работы актуально сегодня. Такая бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и, конечно, она хуже: разная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью.

Изготовление бумаги в домашних условиях – один из способов решения проблемы сохранения леса.

Цель работы: научиться изготавливать бумагу самостоятельно в домашних условиях.

  1. Изучить историю возникновения бумаги;
  2. Познакомиться со способами получения бумаги из древесины;
  3. Провести социологический опрос среди одноклассников;
  4. Изучить методы изготовления бумаги в домашних условиях;
  5. Показать применение полученной бумаги.
Читайте также:  Как самой сделать собаке светящийся ошейник

Новизна заключается в переосмыслении к проблеме переработке бросового материала. В моей работе рассматривается вопрос о вторичном использовании бумаги.

  • получение информации из книг и интернета об истории возникновения бумаги,
  • изучение способов получения бумаги из древесины,
  • проведение опроса в классе,
  • проверка способа получения бумаги в домашних условиях.

Бумага (от итал.bambagia — хлопок) – многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетённых между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.

1.1История возникновения бумаги

Трудно себе представить, как бы люди обходились без бумаги: на ней мы пишем, рисуем, делаем чертежи и схемы. Бумага используется для письма, графических работ, создания художественных и бытовых изделий. Но больше всего бумага нужна для печатания книг, газет, журналов. Благодаря этому между людьми быстро распространяется различная информация, знания, которые хранятся на бумаге и передают опыт человечества новым поколениям.

Бумага существовала не всегда. Но до ее изобретения, какие только материалы не пытался приспособить для письма человек в процессе своего длительного исторического культурного развития. Когда-то, очень давно, люди не знали письменности, не умели писать. Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах. Камень был доступен и удобен. Но определённые трудности в использовании (невозможность быстрой записи, сложность в обработке) привели к отказу от него как материала для письма.

С изобретением и распространением письменности люди стали писать на дощечках из влажной глины. Финикийцы тоже писали составом, похожим на тушь, на глиняных черепках. На сырой глине деревянной палочкой выдавливали клинышки жители Междуречья. Для того чтобы записать текст книги, использовали десятки и сотни табличек. Высушенная и обожжённая на огне плитка становилась твёрдой, как камень, и хранилась на протяжении длительного времени. Хранить и перевозить такие книги было сложно.

Древнейшие люди рисовали пиктограммы (надписи – рисунки) на пальмовых листьях с помощью острой рыбьей косточки, вырезали эти рисунки на костях животных.

Древние китайцы писали свои иероглифы тушью (специальной жидкостью) с помощью кисточки на бамбуковых дощечках и шелковых свитках.

В России стали писать на бересте – наружной части берёзовой коры. Это был самый дешёвый и доступный материал. Письма на берёсте — берестяные грамоты — до сих пор находят при раскопках на севере страны.

В южных странах на смену глиняным дощечкам пришел папирус. Его изготавливали из растения с таким же названием. Папирус растет в болотистых местах Эфиопии и Египта. Это растение похоже на осоку, камыш, тростник. Его очищали от коры и разрезали на очень тонкие узкие ленты, которые затем склеивали так, чтобы слой полосок, имеющих одно направление, перекрывался слоем полосок, имеющих другое направление. Это повышало прочность материала. После просушки поверхность листов шлифовали пемзой и тщательно выглаживали. Листы папируса имели светло-коричневый цвет.

Через много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом для письма – пергаментом, который изготавливали, обрабатывая особым образом кожи животных – овец, коз, телят. Эти кожи склеивали в длинные широкие свитки. На папирусе и на пергаменте писали от руки. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить несколько больших свитков пергамента или до 250-300 шкур животных.

В разных концах земли искали более удобный материал для письма. Почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Бумагу изготавливали из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки.

Об изобретении бумаги существуют несколько легенд. По одной из них, бумага была изобретена в Китае. Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако бумагу начали производить в Китае ещё раньше.

В 650 году бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных «фабриках», стали заниматься изготовлением бумаги в Самарканде. Так от китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.

По другой китайской легенде, бумагу изобрел один раб из Восточного Туркестана (в наше время — территория Узбекистана). Чтобы сохранить в тайне секрет изготовления бумаги, китайский император приказал умертвить изобретателя.

Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» — так называли бумагу, изготовленную из бамбука.

В России бумага появилась на несколько столетий раньше, чем в Европе. В Таджикистане были найдены документы 8 века, которые были написаны на бумаге. Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова «бумуг», что значит хлопок. Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел «за вознаграждение», с крестьян брали «тряпичный» налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом.

Многие столетия бумагу делали вручную. После изобретения французом Робером (1761—1828) первой бумагоделательной машины производство бумаги и картона сделало резкий скачок вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличивался выпуск бумаги, появлялись новые виды бумаги.

Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике.

В России первая бумагоделательная машина была установлена в 1916 году на бумажной фабрике в Петергофе.

1.2 Современные способы изготовления бумаги

Современные способы изготовления бумаги мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад.

На бумажную фабрику привозят брёвна – в основном сосновые и еловые. Машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны.

Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.

Бумажная масса попадает в специальную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает её, разравнивает и превращает в гладкий лист. Он проходит под множеством других разглаживающих валиков, которые выжимают из него воду и делают бумагу плотной и гладкой.

Далее листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину.

Потом эти рулоны отправляют в типографию или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты.

Таким способом производят бумагу на бумажных фабриках.

Изучив литературу, я решил сделать бумагу в домашних условиях.

2. Исследовательская часть

Своё исследование я начал с анкетирования в классе, чтобы выяснить, что знают о бумаге мои одноклассники.

Ребятам я задавал вопросы:

  1. Из чего можно изготовить бумагу?
  2. Где вы используете бумагу?
  3. Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?
  4. Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

Опрос показал, что ребятам известно, из чего изготавливают бумагу, и все знают, где её используют: в виде школьных тетрадей, альбомов для рисования, цветной бумаги для уроков технологии. У всех скапливаются дома различные бумажные отходы.

А отвечая на последний вопрос (Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?), мнения ребят разделились:

Можно – ответили 6 учеников

Результаты анкетирования отражены в диаграммах (см. Приложение).

Анкетирование показало, что проблема скапливания различных бумажных отходов существует. Выявлено, что большая часть одноклассников считает, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях.

Выполнив свой проект, я расскажу одноклассникам о возможности получения бумаги из отходов в домашних условиях.

3. Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Цель: Получить бумагу в домашних условиям из использованных газет и исписанных тетрадных листов.

Для реализации поставленной цели были проведены опыты.

  1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в миску. (Если используется кухонный комбайн, просто положить в него порванную бумагу, налить немного воды и взбивать, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылить полученную массу в миску с водой).
  2. Налить в миску воды (лучше теплой). Добавляем две ложки крахмала.
  3. Даём бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
  4. Берём сито, распределяем бумажную массу по поверхности сита так, чтобы вода стекала в миску.
  5. Даём воде стечь обратно в миску.
  6. Осторожно переворачиваем сито на лист бумаги, чтобы полученная «целлюлоза» не распалась.
  7. Аккуратно удаляем сито и накрываем оставшуюся «целлюлозу» вторым листом промокательной бумаги и прокатываем.
  8. Высушиваем с помощью утюга.
  9. Аккуратно удаляем промокательную бумагу.
  10. Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.

Опыт проводился этим же способом, что описывался ранее, но только в целлюлозу добавили цвета, и в результате бумага получалась с разными оттенками.

В результате этого увлекательного занятия получается очень красивая бумага ручной работы.

Для украшения в бумажную массу можно добавлять сухие травки, приправы, можно добавлять разноцветные нитки, лепестки цветов. Изготовленные ручным способ листы могут быть использованы для дизайнерских работ: книг, открыток, панно.

Сушить бумажную массу можно не на экране, а на чашке или на стаканчике, и тогда получится декоративная вазочка или мисочка, карандашница, шляпка для куклы, кружечка.

Для производства 1 кг бумаги требуется уничтожить 3 дерева, но есть и другой способ – сдавать макулатуру. В нашем городе стоят специальные ящики для сбора бумаги.

Наша школа ежегодно принимает участие в сборе макулатуры.

Традиционно занимает 2 место среди школ города. В 2013-2014 году собрали 7тонн 200кг макулатуры.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение «Дудинская средняя общеобразовательная школа №3» Изготовление бумаги в домашних условиях и ее использование в ДПИ Проект выполнили: Мишина Валерия, Гринёва Валентина ученицы 4 «А» класса ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №3». Руководитель: Васильева О.М., учитель начальных классов г. Дудинка 2014 год

Актуальность выбранной темы: В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. Тоже можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что мастерам бумажного дела скучать не придется.

Читайте также:  Сделай сам заклепки на одежду

Гипотеза Мы предполагаем, что продукт бумага собственного изготовления заинтересует не только учащихся школы, но и учителей, знакомых. Объект исследования Производство бумаги из вторичного сырья. Предмет изучения История производства бумаги. Проблема Все используют бумагу, но как её получают — знает не каждый.

Цель: изучить историю и технологию производства бумаги и самостоятельно отлить бумагу ручным способом из вторичного сырья для изготовления праздничных открыток. Задачи: Собрать и изучить литературные источники по теме производства бумаги; Познакомить одноклассников с историей возникновения бумаги; Изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья; Использовать полученную бумагу для создания предметов ДПИ; Представить готовый продукт в виде праздничных открыток.

Этапы работы над проектом: Сбор информации в библиотеке, в интернете, выделение главного. Исследовательская часть изготовления образцов бумаги в домашних условиях. Представить готовый продукт в виде открыток разной тематики.

Бумага – от итальянского «хлопок» — материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т.п., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры).

Из истории возникновения бумаги На камне писали практически все древние народы. Правители государств приказывали выбивать на камне законы и свои жизнеописания, дабы увековечить память о себе для потомков.

Использование для письма глины Писали в давние времена и на глиняных табличках (таблетках, как их называют ученые). Для таблеток использовали глину высокого качества. Ее долго месили, делали брикеты размером 32х32 см, а толщиной 2,5 см.

В Древнем Египте писали на папирусе или пергаменте. Производство пергамена явилось очень трудоемким процессом. Его вырабатывали из кожи телят, ягнят и козлят.

В древнем Риме писали на восковых табличках. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей.

Письмо на костях животных В качестве твердых материалов использовали кости животных и черепашьи щитки

В Древней Руси писали на бересте -наружной части березовой коры.

Бумагу изобрели в Китае в 153 году н. э. Цай Лунем, министром земледелия. Это открытие имело важное значение не только для Китая, но и для всего мира. Имя Цай Луня по праву входит в число имён величайших изобретателей в истории человечества.

Бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном.

Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый В 18 веке по указу Петра I были построены бумажные мельницы около Москвы и Петербурга. Вышла первая газета «Ведомости». А в 1817 была установлена первая бумагоделательная машина.

Современное производство бумаги В нашей стране много предприятий, занимающихся производством бумаги. Среди крупнейших – заводы в городах: Сыктывкар, Выборг, Светогорск.

Какой подарок приятнее получать твоим близким? Сделанный своими руками (93%) Подарок, купленный на карманные деньги (7%)

Ты даришь подарки, сделанные на уроках, или придумываешь что-то свое? Подарки, сделанные на уроках (97%) Подарки, придуманные самостоятельно (3%)

Порядок изготовления самодельной бумаги 1.Мелко нарвать бумагу, залить ее водой и оставить на несколько часов.

2. Всё перемешать миксером до однородного состояния. По необходимости воду можно добавить.

3. Добавить 2 чайные ложки крахмала, все тщательно перемешать. Перелить полученную целлюлозную массу в ёмкость с водой.

4. Еще раз все тщательно перемешать, затем нанести целлюлозную массу на экран и равномерно по нему распределить .

5. Дать стечь воде и перевернуть экран на кусок ткани. Удалить полотенцем остатки жидкости.

6. Высушить полученную бумагу при комнатной температуре.

Заключение В ходе работы цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута: были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях. Кроме того, это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Из бумаги собственного производства можно изготовить красивейшие открытки, обложки для ежедневников, фотоальбомов, абажуры для светильников, существуют даже дизайнерские обои, изготовленные ручным способом. Такая бумага ценится и стоит довольно дорого. В ходе выполнения исследовательской работы мы узнали много нового и интересного и получили удовлетворение. Так как наши открытки получились красивы и оригинальны. Кроме того, их несложно сделать самому и материальные затраты на их создания невелики. Продуктом заинтересовались друзья, родственники и учителя.

Список используемой литературы: 1.Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. 2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, Мурманск, 2002. – 32 с. 3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

Актуальность работы: в наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. Тоже можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что мастерам бумажного дела скучать не придется.

Цель исследования – изучить историю и технологию производства бумаги и самостоятельно отлить бумагу ручным способом из вторичного сырья для изготовления праздничных открыток. Поставленная перед нами цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

•Собрать и изучить литературные источники по теме производства бумаги;

•Познакомить одноклассников с историей возникновения бумаги;

•Изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья;

•Использовать полученную бумагу для создания предметов ДПИ;

•Представить готовый продукт в виде праздничных открыток.

Объект исследования – производство бумаги из вторичного сырья.

Предмет исследования – история производства бумаги.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что продукт «бумага собственного изготовления» заинтересует не только учащихся школы, но и учителей, знакомых.

Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни для самостоятельного творчества, а именно: для изготовления нестандартных открыток, обложек для ежедневников, фотоальбомов, абажуров для светильников, для проведения уроков технологии и мастер классов в начальной школе, на занятиях кружка декоративно – прикладной направленности.

источник

светлана солянкина
Проект «Бумага своими руками — решение экологической проблемы»

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Направление: познавательное развитие

Тема проекта: «Бумага своими руками- решение экологической прблемы».

Автор: Ибрагимов Елисей, Прозоровский Артем, Каретов Александр.

Руководитель работы: Солянкина Светлана Анатольевна – воспитатель 1 квалификационной категории

1. История появления бумаги….

2. Изготовление бумаги в настоящее время…

3. Виды бумаги и их назначение….

4. Исследование свойств бумаги (опыты с бумагой….

5. Технология изготовления старинной и мраморной бумаги…

6. Бумага ручной работы….

7. Изготовление бумаги своими руками…

8. Интересные факты о бумаге….

Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мир книг, писем открыток, бумажных салфеток столь не обычен, что отказаться не возможно. Простая бумага помогает нам познать некоторые тайны окружающего мира, в которой их великое множество.

Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага напоминает о себе, когда берём в руки книгу, достаём из почтового ящика газету. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для занятий, и для творческой работы, и в быту.

Но однажды нам стало интересно: «Как обходились без бумаги древние люди «Как появилась бумага «Бывает ли бумага ручной работы? И можно ли бумагу сделать самостоятельно?» «Можно ли состарить бумагу Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы обратились к воспитателю, провели опыты и эксперименты с бумагой.

Цель нашей работы: Изготовление бумаги в домашних условиях, используя доступные средства, для применения её в декоративно- прикладном творчестве.

-Познакомиться с историей возникновения бумаги в древнем мире и в настоящее время;

— Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;

— Провести работу по изготовлению бумаги в домашних условиях;

— Изучение бумаги

— Прямые и косвенные наблюдения

— Проведение опытов с бумагой

— Анализ полученных результатов

Знакомство с бумагой (как появилась, из чего делают, какие есть виды бумаги, для чего она нужна, что можно изготовить из бумаги).

II этап – поисково-исследовательский (опыты, эксперименты с бумагой).

III этап – заключительный (подготовка к презентации проекта, демонстрация бумаги, сделанной своими руками).

1. История появления бумаги

Бумага— cамый доступный и самый дешёвый материал для творчества. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. Бумага – необыкновенное изобретение человека, «источник мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений наследие прошлого и настоящего. Бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей.

Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки на стенах пещер, на камнях. Этим рисункам по пять с половиной тысяч лет.

Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображение на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки- письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.

Но человек не переставал искать более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заострёнными палочками. Но они оказались тяжелыми в обращении и часто страдали из-за пожаров.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжёлыми, и люди стали искать другой материал для письма.

На Руси самый распространённым материалом для письма была береста- наружная часть берёзовой коры, это самый дешёвый и доступный материал.

В Египте для письма служил папирус, достоинством которого были мягкость и гибкость. Для его производства брали стебель болотного растения (папируса, резали на тонкие ленты, которые складывали вместе и сушили под прессом. Ленты склеивали между собой в одно полотно, которое затем высушивали на солнце и разглаживали свиным зубом. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску растительного происхождения. Из них создавались целые библиотеки.

В Индии для письменности использовали пальмовые листья, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплёт.

В Европе для письма использовали пергамент- это обработанная кожа животных (телёнка, козлёнка, барашка).

Первыё опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам. Ручное изготовление бумаги освоили в Китае почти 2000 лет назад.

Бумагу изготавливают из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного дерева. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим: кору толкли в воде, чтобы сделать волокна, и выливают полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы сушили на пластинах из бамбука.

Таким образом, мы узнали, что бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей, пройдя путь от рисунков на стенах пещер, глиняных и деревянных дощечек, бересты, папируса, пергамента. Что в Китае освоили первый опыт в изготовлении бумаги.

2. Изготовление бумаги в настоящее время

Но как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса брёвна- в основном хвойных пород. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и всё время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперёд. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают её, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Спасая лес от вырубки, учёные придумали синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань.

Читайте также:  Сделай сам 12 вольт кипятильник

Таким образом, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Для того, чтобы дерево пошло на изготовление бумаги, оно должно расти несколько десятков лет. Только тогда, когда из маленького саженца оно превратится в могучее крепкое дерево, из него можно будет делать бумагу. Поэтому мы бережно должны обращаться с бумагой.

3. Виды бумаги и их назначение

Газетная- предназначенная для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр.

Писчая- для изготовления бланков, школьных тетрадей, бумаг потребительских форматов и т. д.

Документная- для изготовления денежных знаков, банковских чеков, лотерейных билетов, паспортов и других документов.

Фотобумага— для печатания фотографий и т. д.

Бархатная, гофрированная, обёрточная, калька, цветная салфетки, картон. Каждую можно использовать для практических работ.

Таким образом, мы узнали, что существует огромное многообразие видов бумаги и для каждого вида бумаги своё назначение.

4. Исследование свойств бумаги

Опыты с бумагой.

Свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и назначение. Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

1). «Вода и бумага»

Опустили два вида бумаги (салфетки и цветную бумагу) в ванночки с водой.

Вывод: бумага боится воды, хорошо впитывает воду, не прочная; салфетка мягкая тонкая, поэтому размокла быстрей

2). «Разрывание бумаги»

Разорвали лист цветной бумаги и картон на полоски.

Вывод: чем толще бумага, тем труднее её разрывать.

3). «Мягкость бумаги»

Попробовали скатать, смять в комочек салфетки и цветную бумагу.

Вывод: бумага мягкая, мягкость зависит от её плотности: чем тоньше бумага, тем легче её смять.

Окунули ватный тампон в масло и провели по листу, на ней осталось жирное пятно.

Вывод: масло превратило непрозрачную часть бумаги в прозрачную, испортило её, на ней осталось жирное пятно.

Таким образом, узнав о свойствах бумаги, мы будем учитывать при её применении в творческих работах.

5. Технология изготовления старинной и мраморной бумаги

Интерес к экспериментированию вызвал у нас желание создать старинную бумагу.

Для этого нам понадобилось: чай чёрный листовой; кофе растворимый; горячая вода; молоко; утюг.

1). Состаривание бумаги в чайной заварке.

Заварили чай (чем насыщенней раствор, тем темнее будет бумага) и замочили в не бумагу.

Процедили раствор кофе и вылили полученную жидкость в ванночку. Затем опустили лист бумаги, его можно предварительно скомкать для придания большей исторической достоверности. Через несколько минут извлекли бумагу из ванночки и положили сушиться на ровную поверхность (чтобы ускорить процесс высыхания, лист можно прогладить утюгом).

3). Состаривание бумаги при помощи молока.

Для этого мы нанесли молоко на лист с обеих сторон ватным тампоном, дали высохнуть и прогладили утюгом (получились красивые подпалины).

4). Техника создания мраморного эффекта на бумаге.

Данная техника декорирования бумаги началась в Японии более двенадцати веков назад. Этот старейший метод с помощью «плавающих» красок известен и по сей день. Мы воспользовались данной техникой и создали свою мраморную бумагу, которую потом использовали в разнообразных аппликациях.

Для изготовления мраморной бумаги нам понадобилось: пена для бритья, краски жидкой консистенции, острая палочка, кисть, бумага.

-Сначала мы нанесли равномерным слоем пену для бритья и разровняли поверхность карточкой.

-Смешали краски разных цветов и с помощью пипетки накапали на поверхность пены.

-Острой палочкой размазали краску по поверхности (образовались причудливые зигзаги.

-Приложили лист бумаги к поверхности узорчатой пены.

-Перенести лист на стол на салфетку и убрали всю пену при помощи куска картона.

Под слоем пены мы обнаружили потрясающие мраморные узоры.

Таким образом, освоив технологию изготовления старинной и мраморной бумаги, будем искать способы для её применения.

6. Бумага ручной работы

Бумага, сделанная вручную ценится дороже бумаги массового производства. Она не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, хрупкая.

Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством- абсолютной эксклюзивностью.

Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если используются одни и те же материалы и технологии, всё равно листы будут отличаться друг от друга.

Мастера бумаги больше всего ценят эффект неожиданности, который превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Производить её можно из всего, чего угодно, из любой новой и использованной макулатуры.

Таким образом, бумага, сделанная вручную, ценится дороже и обладает неоспоримым достоинством- абсолютной эксклюзивностью.

7. Изготовление бумаги своими руками

Есть разные методы изготовления бумаги ручным способом в домашних условиях. Мы хотим предложить вам технику изготовления дизайнерской бумаги в домашних условиях, которую сами использовали. Похожа она на приготовление пищи.

— Блендер; кусок ткани, по размеру он должен быть немного больше экрана; ёмкость; бумага любая, кроме ламинированной; экран; губка; газета; вода; клей ПВА.

1. Наполняем блендер водой на 2/3 объёма

2. Разрываем бумагу на мелкие кусочки

3. Помещаем бумагу в блендер, постепенно добавляя в воду кусочки бумаги, превращая её в целлюлозную массу.

4. Для окрашивания раствора целлюлозы можно добавить в блендер цветные кусочки бумаги (не надо забывать, что готовая высохшая бумага будет на 1-2 тона светлее целлюлозной смеси).

5. Переливаем целлюлозную массу в широкую ёмкость: 3 литра целлюлозы разбавить 1 литром воды так, чтобы смесь была не очень густой и не очень жидкой. Таким образом ёмкость заполняется, примерно, наполовину.

6. Проверяем консистенцию раствора. Чем дольше измельчать кусочки в блендере, тем мелкозернистее получается готовое изделие.

7. Перемешиваем рукой тщательно целлюлозу с водой, добавляем клей ПВА.

8. Погружаем часть экрана в целлюлозный раствор. Нужно проверить хорошо- ли будет собираться целлюлоза на сетке.

9. Погружая и вынимая экран из раствора, слегка покачиваем его из стороны в сторону, чтобы целлюлоза равномерно распределилась по поверхности сетки).

10. Когда слой бумаги будет оформлен, наклоняем экран, чтобы дать стечь лишней воде.

11. Переворачиваем экран, уложив его на заранее подготовленную ткань.

12. Избавиться от лишней воды, промокнув поверхность экрана губкой с тыльной стороны.

13. Аккуратно отделяем экран от листа (если не получается это сделать, нужно ещё раз промокнуть лишнюю воду).

14. Накрываем изготовленный лист бумаги тканью и газетой, и приступаем к изготовлению следующего листа.

После изготовления 4-5 листов, мы увидели, что раствор стал жидким, а лист получается тонкий.

В раствор добавляем ещё целлюлозы, которую делаем, немного изменив ингредиенты и цвет.

15. Когда все листы будут готовы, положим их стопкой под пресс на несколько минут.

16. Освобождаем влажную бумагу от газет и ткани очень аккуратно, и сушим в хорошо проветриваемом месте.

19. В результате нашей работы, у нас получилась настоящая бумага ручной работы.

Таким образом, решая проблему сохранения лесов, с целью экономии бумаги, мы изготовили самодельную бумагу, которую будем использовать в декоративно- прикладном творчестве.

8. Интересные факта о бумаге

-Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией.

-При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев.

-Из 1 тонны бумаги получается 30 тысяч ученических тетрадей.

-Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для её первичного производства из дерева.

Человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна на занятиях, для творческих работ, в быту.

Мы узнали, что бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей, пройдя путь от рисунков на стенах пещер, глиняных и деревянных дощечек, бересты, папируса, пергамента. Что в Китае освоили первый опыт в изготовлении бумаги.

Переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Для того, чтобы дерево пошло на изготовление бумаги, оно должно расти несколько десятков лет. Только тогда, когда из маленького саженца оно превратится в могучее крепкое дерево, из него можно будет делать бумагу. Поэтому мы бережно должны обращаться с бумагой.

Мы узнали, что существует огромное многообразие видов бумаги и для каждого вида бумаги своё назначение.

Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сделать вывод, что бумага— ценный материал для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.

С целью экономии бумаги, мы научились делать самодельную бумагу, которую будем использовать в декоративно- прикладном творчестве.

Освоив технологию изготовления старинной и мраморной бумаги, будем искать способы для её применения.

Можно ли заменить бумагу? Сейчас огромные библиотеки помещаются на нескольких диска компьютера. Но компьютеры есть ещё не везде, и работают только от электрической сети.

Мы попробовали писать и рисовать на других материалах: стекле и деревянной поверхности. Информацию на них далеко не унесёшь, надписи стираются и плохо видны.

Вывод очевиден: никакой другой материал или устройства (компьютер и др.) не способны заменить бумагу.

Чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить её, ведь для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Экономия бумаги напрямую связана с сохранение наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

На этом наша работа не закончится. В будущем мы планируем все свои знания о бумаги донести до всех детей нашего детского сада, научить изготавливать бумагу своими руками и применять её в творческих работах.

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников».

2. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины».

3. Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге».

4. А. И. Шапико «Секреты знакомых предметов. Бумага».

5. Энциклопедия «Вопросы и ответы».

Необыкновенная бумага. Изготовление бумаги своими руками Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Лес является.

Среднесрочный проект «Подарок маме — своими руками» Проблема: подарки мамам, сделанные руками детей при помощи воспитателей, всегда вызывают положительные эмоции и нежные чувства у родителей.

Проект «Диафильм своими руками» с детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам проект «Диафильм своими руками». В рамках этого проекта мы смогли создать собственный диафильм.

Проект «Книга своими руками» Случилось это на холодном- холодном, на далеком- далеком на Северном и Южном полюсе. Жили – были, касатка, тюлень и белуха.

Проект «Мультфильм своими руками» Видео «Козленок, который научился считать до десяти» Паспорт проекта 1. Организация: МБДОУ детский сад №65 г. Куровское. 2. Название проекта:.

Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по.

Проект по технологии «Поздравительная открытка своими руками» МАОУ «Школа №11 города Белогорск» Поздравительная открытка своими руками Проект по технологии Выполнила: Харламова Арина.

Проект «Сказка своими руками» Актуальность Актуальность проекта определяется повышением самостоятельности младших школьников в учебной и повседневной деятельности, развития.

Проект «Выращу цветы для мамы своими руками» . Цели проекта: • вызвать желание и интерес у детей к созданию красоты своими руками; • учить добывать экологические знания через научную.

Проект «Мультфильмы своими руками» Хочу представить опыт использования мультимедиа в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста. За 2014-2015 учебный год.

источник