Меню Рубрики

Сетка альберти как сделать в домашних условиях

На прошлом уроке мы уже коснулись этого метода, теперь изучим его более детально и нарисуем настоящую картину. Рисование по сетке это копирование, но художники часто его используют. Альбрехт Дюрер придумал целую систему рисований, при этом в качестве точки зрения использовался конец палочки.

Суть рисования в том, что мы разбиваем изображение на небольшие клеточки, каждую из которых нам будет легко скопировать в такую же клеточку на листе. Мы уже срисовывали подобным образом цветок, теперь возьмёмся за более сложный рисунок.

Во-первых, нам понадобиться сетка – прозрачная расчерченная на квадраты пленка, которую мы наложим на исходный рисунок или фото. Можно напечатать ее на принтере на специальной пленке для слайдов. Также подойдёт целлофан, целлофановый файл для хранения документов или обложка для тетради, всё это легко купить в канцелярском магазине. Есть ещё вариант: сделайте ксерокопию оригинала и непосредственно расчертите.

Если вы решили сделать сетку из файла, Вам понадобится линейка и несмываемый маркер с тонким концом. Возьмите прозрачный пластиковый лист, положите его более длинной стороной к себе, и, начиная с верхнего левого, делайте маленькие отметки маркером на файле через одинаковое расстояние. Сделайте так по всей верхней стороне целлофанового листа. Теперь спустите линейку к нижнему краю и, начиная снова с левой стороны, сделайте точно такие же отметки внизу. Таким образом проведённые линии будут строго параллельны. Соедините отметки по линейке.

Теперь делаем те же операции, но в другом направлении. Шаг тог же самый, чтобы получились именно квадраты, а не прямоугольники. Какой шаг выбрать? Зависит от масштаба рисунка и количества деталей. Квадрата 2х2 см для рисунка без мелких деталей достаточно.

Для удобства пользования сеткой рекомендую её пронумеровать: одну сторону буквами, другую цифрами. Рабочий лист расчертим в таком же порядке, взяв карандаш Н или НВ, и так же, как прозрачную сетку, пронумеруем. Тогда Вы не запутаетесь в клетках.

Сетка позволяет делать масштабирование, то есть менять размер. Допустим, прозрачная сетка расчерчена на квадраты 1х1 см, если на рабочем листе вы начертите квадраты размером 2х2, то рисунок увеличиться в 2 раза.

Я долго думала, какой сюжет взять для рисунка. Для первого раза картинка должна быть контрастной, с малым количеством деталей. Я выбрала ирисы, они красивы и удачны по композиции.

Однако случается, что исходное фото нужно немного исправить в плане композиции, выполнив кадрирование – выбор «кадра» из всей фотографии. Например, у вас есть портрет человека до пояса, а Вы хотите нарисовать только лицо.

Тут стоит сказать пару слов о композиции. Предметы на картине должны вписываться в геометрическую фигуру. Это не будет абсолютно точным построением, но общее направление должно хорошо читаться. Фигура может быть треугольником, овалом или кругом, буквой L, сходящимися линиями. Наши ирисы являют собой прямоугольник на прямоугольном же листе, слишком лаконично, но живой композицию делают сами цветы.


Виллем Клас Хеда. Натюрморт с крабом

Итак, есть копировальная сетка и расчерченный лист. Я нарисовала сетку в программе Corel Draw, наложила на фото и распечатала. Длинная сторона оригинала 20 см, копировать буду на лист высотой 30 см, то есть увеличиваю в 1,5 раза. На рабочем листе клетки 2х2 см.

Проанализируйте фото: где крайние точки картинки, верху и внизу, слева и справа; где линии пересекаются, как переходят одна в другую. Линия, вписанная в квадрат больше похожа на график функции, которые Вы наверняка чертили в школе – простая линия, которую легко перерисовать, ориентируясь на края квадрата. Я предлагаю посмотреть на черно-белую копию цветов усиленным контрастом. Самые светлые участки – бородки (тычинки) на нижних лепестках, средние серые тона – верхние лепестки цветов и стебель, самые тёмные – нижние лепестки, и в них тоже есть более тёмные участки.

Начинаем перерисовывать рисунок по клеткам. Найдите некую начальную точку, обычно это самая верхняя или самая нижняя точка рисунка. Важно определить ее точное положение по нумерации клеток, чтобы вся композиция не сместилась. В данном случае, мне удобней начать снизу, со стебля.

Сначала прорисовываем контур цветов и стебля и основные внутренние линии. Потом отмечаем глубокие складки на лепестках. Некоторые края лепестков имеют сложные очертания, не бойтесь ошибиться, ведь цветы живые, линия должна быть непринужденной, но излишне тоже упрощать не стоит.

После этого сетка не имеет важного значения, нам придётся её заштриховывать и стирать по ходу наложения тона и прорисовки деталей. Начинаем штриховку светло-серых и средних серых тонов. Верхние лепестки имеют бороздки, штрихуем в соответствующем направлении. Немного растушевываем и опять штрихуем.

Теперь переходим к более тёмным тонам нижних лепестков, стебля и бутона. Возьмите карандаш помягче. Сразу же растушевывайте и добавляйте штрихи, пока не добьетесь ровного тона и плавных переходов. Не забывайте про фон. На заднем плане у нас белое поле, но рядом с ирисами есть голубоватые тени, которые мы отметим мягким серым тоном.

Добавляем детали: чёрные полоски и светлые крапинки на нижних лепестках, прожилки. Подправляем края. Активно пользуйтесь резинкой для поправок и высветления деталей. Я чётче прорисовываю складки лепестков, добавляю листочек в самом низу…. Почему я не нарисовала его сразу, на этапе прорисовки контуров? Тогда он показался мне лишним, а теперь вижу, что так будет целостней. В природе всё совершенно.

На заключительном этапе стираем сетку и окончательно прорабатываем детали. Один из важных вопросов рисунка и живописи: где остановиться? Всё зависит от того, что вы хотите получить: фотореалистичную работу или набросок, непринужденно выполненную картину для украшения спальной или учебный этюд. Мой рисунок ближе к импрессионизму, Ваш первый, возможно, не будет идеальным, но пусть это будет приятным начинанием и стимулом для дальнейшей работы.

© 2003 — 2019 Дикая Правда — все права защищены, перепечатка статей запрещена

источник

Если это было хорошо для Дюрера.

Если это было хорошо для Гольбейна.

Вариант устройства Дюрера

Быстрый и легкий способ испытать простой вариант визирования — рассмотреть через окно интересную уличную панораму: крыши, дорогу, ряд деревьев.

1. Используйте фломастер, которым можно писать по стеклу. В первую очередь нарисуйте на стекле достаточно большой формат — скажем, примерно 45 х 60 см.

2. Станьте перед окном на расстоянии, удобном для рисования на стекле. Окно будет для вас «плоскостью изображения» и одновременно поверхностью, на которой вы будете рисовать то, что видите на «плоскости изображения».

3. Примерно в центре формата, на уровне глаз, нарисуйте маленький кружок, который послужит фиксированной точкой (аналогичной вертикальному столбику Дюрера). Эта точка устанавливает «уровень глаз», называемый также «горизонтальной линией», так как уровень глаз, бесконечно продолженный вперед, превращается в конце концов в (горизонтальную) линию горизонта.

4. Выберите в сцене, которую видите за окном, любую подходящую точку и выстройте в одну линию три точки: один ваш глаз (другой закрыт), кружочек на окне и выбранную точку. Линия, соединяющая эти три точки, образует фиксированную «точку зрения», к которой вы всегда можете вернуться, если вам случится дернуть головой при рисовании.

5. Рассмотрите уличную сцену так, чтобы один глаз занимал зафиксированную «точку зрения», а второй закройте. Вообразите теперь, что вся эта сцена была вдавлена в стекло и от нее остался двумерный отпечаток на наружной поверхности окна.

6. Зарисуйте наблюдаемую сцену прямо на стекле, удерживая глаз на одной и той же зафиксированной «точке зрения». Постарайтесь избавиться от мыслей. Вам не нужно думать о том, что вы делаете, в том смысле, что не нужно пытаться «понять», почему определенная линия наклонена именно под таким углом или почему размер чего-то кажется таким искаженным. Доверьтесь своим глазам; они видят правильно. Ваше дело — просто рисовать линии, которые соответствуют изображению, «расплющенному» на наружной поверхности окна. Не пугайте себя трудностями; это совсем не трудно. Рисуйте края позитивных форм и негативных пространств, передвигаясь от форм к пространствам и обратно и уделяя равное внимание тем и другим.

В 1435 г. великий художник, архитектор и математик Леоне Баггиста Альберти написал небольшой трактат «О живописи». В этом трактате он обсуждал проблему пространства, один из центральных вопросов, на которых в значительной мере зиждется вся последующая история физики, философии, искусства и математики. Альберти атаковал проблему перспективы с сугубо практической точки зрения, и его эксперименты, которые он называл «демонстрациями», были сама простота.

«Основная идея состоит в том, что когда человек видит что-то через окно, он может получить правильное изображение, рисуя контуры на стекле, при условии, что смотрит лишь одним глазом и не двигает головой».

Из книги Уильяма М. Айвинса-младшего «Искусство и геометрия: изучение пространственной интуиции», 1946

Термин «рисование на глаз» подразумевает рисование без каких-либо механических приспособлений — просто видеть и рисовать, не споря со своим восприятием. Противоположность рисования «на глаз», я полагаю, следовало бы назвать рисованием «на ум» или как-нибудь в этом роде, подразумевая, что вы рисуете не то, что есть, а то, что должно быть в соответствии с вашими знаниями. Между этими двумя крайностями имеется широкий простор для комбинаций.

«Студент должен поставить своей целью понимание, а не самовыражение; последнее естественным образом возникнет из первого. В этом свете становится ясно, что ценность изучения рисования не ограничивается подготовкой профессиональных художников. Из умения видеть пользу может извлечь каждый из нас».

Эдвард Хилл, «Язык рисования», 1966

Читайте также:  Как и из чего сделать в домашних условиях купаты

7. Закончив, отступите от окна и рассмотрите свой рисунок. (Если это не опасно, можете приклеить с наружной стороны окна лист бумаги, чтобы рисунок был виден более четко.) Вы увидите, что нарисовали уличный пейзаж «в перспективе», фактически не используя принципов научной перспективы. (Большинство художников изучают принципы перспективы, чтобы потом «забыть» о них и рисовать по существу так, как рисовали только что вы — то есть «на глаз».)

8. Теперь мы снова возвращаемся к устройству Дюрера. Если вы хотите перенести свой рисунок на бумагу, можете внутри формата на стекле нарисовать сетку из равноотстоящих линий, а затем нанести сетку на лист бумаги (не обязательно такого же размера, но обязательно сохраняющую соотношение длины и ширины). В качестве последнего шага скопируйте рисунок со стекла на бумагу, располагая формы согласно сетке, подобно тому как Дюрер «копировал» то, что видел через сетку на лист бумаги, лежавший перед ним.

Это действительно рисование?

Вы, возможно, говорите себе: «Но это же не настоящее рисование; это просто копирование линий». Да, в некотором смысле это так. Но в другом смысле это и есть обучение умению видеть и рисовать. Через рисование человек приобретает способность видеть непосредственным восприятием и, через это непосредственное видение учится рисовать — «копировать» то, что он видит. Эти два понятия взаимосвязаны. Механические приспособления просто демонстрируют процессы видения и рисования, которые затем выполняются без использования механических приспособлений.

Заметьте, что я по-прежнему говорю о реалистическом рисовании — записи восприятия. Способность рисовать воображаемую сцену придет к вам позже; вам сначала нужно освоить базовые навыки. Это как умение читать и писать, которое приходит после того, как вы научитесь говорить, и лишь потом вы приобретаете умение писать выразительные стихи и романы. Самовыражение в рисунке проявляется во многом через особые характеристики лично ваших линий на бумаге, и оно проявляется во всех ваших рисунках, но, может быть, ярче всего в ваших аналоговых рисунках. Это ваша уникальная «подпись», которую никто не может повторить. Со временем самовыражение сплавляется с навыками наблюдения и воображаемыми или изобретенными вами формами, что и рождает на свет действительно выразительное искусство. После этого, как свидетельствуют биографии художников, стремление выразить свое «я» через искусство может поглотить всю вашу жизнь. Слова Эдварда Хилла, приведенные на полях, — красноречивый довод в пользу того, что предпосылкой для выразительного рисования является обучение глаз умению видеть.

Возвращаясь к приспособлениям, которыми художники пользуются при рисовании, позвольте мне процитировать каталог с выставки рисунков великого немецкого художника XVI века Ганса Гольбейна Младшего, официального портретиста при дворе английского короля Генриха VIII.

Автор каталога утверждает, что многие из портретных рисунков указывают на «. использование Гольбейном устройства для нанесения контуров головы на кусок стекла, помещенный между художником и моделью (рис. 17.9), и хотя нет доказательств того, что Гольбейн действительно делал это, такое предположение весьма убедительно, так как данная методика была подробно описана Дюрером и безусловно имела распространение во времена Гольбейна. Дюрер рекомендовал использовать этот прием художникам, которые не слишком уверены в своих способностях, но в случае Гольбейна причина была скорее в том, что он спешил, так как его модели не желали позировать слишком долго. С современной точки зрения этот экономичный прием может представляться не совсем честным, аналогичным использованию фотографии».

Автор далее пишет, однако, что нынешние зрители нисколько не осуждают использование таких приспособлений и их не трогают «. заявления романтиков, что использование художником каких-либо «механических» устройств является своего рода унижением достоинства, так что в извинениях более нет необходимости».

Для человека, изучающего навыки восприятия, главный урок, извлекаемый из использования сетки и рисования на стекле, состоит в понимании того, что образ, наблюдаемый на плоскости изображения, идентичен изображению на листе бумаги. Второй по важности урок состоит в том, что рисование дается легко, когда вы создаете условия, позволяющие вам просто видеть и рисовать то, что находится «снаружи», не вмешиваясь в процесс со своими концептуальными идеями о том, как объекты «должны» выглядеть. Давайте проверим это.

Для следующего упражнения вам понадобится пластиковая сетка. Ее достаточно легко сделать из куска пленки (например, из прозрачной пластиковой папки) размером примерно 20 х 30 см, достаточно тяжелой, чтобы оставаться вертикальной, когда вы держите ее одной рукой перед глазами. Горизонтальные и вертикальные линии сетки следует нанести фломастером под линейку так, чтобы получились квадратные ячейки размером от 2 до 4 см. Примерно в центре, на пересечении двух линий нанесите маленький кружок, как показано на рис. 17.10. Можно сетку нанести на лист бумаги, а затем перенести на прозрачную пленку с помощью фотокопировального аппарата. В любом случае сетка обойдется без особых затрат.

Рис. 17.9. Ганс Гольбейн «Королева Джейн Сеймур». Черный и цветные мелки, контуры усилены пером и чернилами. Королевская коллекция, Виндзор, Англия

Рис. 17.10. Образец пластиковой сетки для визирования. Размер квадратных ячеек произвольный. Одним больше нравятся маленькие ячейки, другим большие, третьи ограничиваются одной вертикальной и одной горизонтальной линиями

С помощью этой пластиковой сетки вы нарисуете угол комнаты или какой-то другой вид в окружающей обстановке, который вы находите интересным и трудным — например коридор или угол кухни. Этот рисунок поможет вам освоить навык, состоящий из двух взаимосвязанных и равноценных частей: вы научитесь, во-первых, видеть вещи «в пропорции» или «в перспективе» — то есть вещи как они есть, не искаженные концептуальными идеями, — а во-вторых, видеть вещи в их отношении к константам. В рисовании константами являются вертикаль и горизонталь, относительно которых отмеряются и проверяются углы. Сетка поможет вам перенести образ с плоскости изображения на бумагу. Сетка обеспечивает: а) формат, или граничную линию; б) константы (вертикаль и горизонталь); в) средство измерения относительных пропорций; г) глитч, не дающий мозгу изменять или ложно интерпретировать поступающую информацию.

Рис. 17.11. Выберите в окружающей изображаемой сцене «третью точку» для фиксации трехточечной «линии прицела»; первые две точки — это ваш глаз и кружок на сетке

Прочтите, пожалуйста, все указания прежде, чем начнете.

1. Держите сетку параллельно линии глаз — вспомните устройство Элинор! При необходимости держите ее обеими вытянутыми руками, чтобы сетка совпадала с плоскостью изображения, т. е. была перпендикулярна «линии прицела». Пройдитесь с этой сеткой по квартире, пока не отыщете интересный вид.

2. Выбрав вид, который будете рисовать, устройтесь поудобнее за столом. Закрепите бумагу, чтобы она не ерзала. Рисуйте карандашом; держите под рукой ластик.

3. Нанесите на лист формат произвольного размера, но имеющий ту же пропорцию длины и ширины, что и пленка с сеткой. (Можете просто положить пленку на бумагу и обвести ее по краям, если размер позволяет.) Тонкими линиями нанесите на бумагу сетку. (Это легче всего сделать, если подложить пленку под лист, добившись совпадения краев, и скопировать линии сетки на бумагу, при необходимости пользуясь линейкой.)

Возможно, вы настолько уверены в себе, чтобы обойтись без сетки. Она действительно не является необходимой, если вы достаточно хорошо постигли идею плоскости изображения. Но есть один важный момент (я предупреждала, что будет сложно!). На неразграфленном листе бумаги вертикаль и горизонталь задаются краями бумаги. Какое бы положение ни занимал лист бумаги на столе, два боковых его края олицетворяют вертикаль, а верхний и нижний срезы — горизонталь. Имейте в виду, что и линии сетки, и края двух форматов (на сетке и на листе бумаги) олицетворяют вертикаль и горизонталь, как они видятся в реальном мире, обеспечивая глитч и константы, которые вам нужны для того, что видеть «по-настоящему».

4. Теперь закройте один глаз, а второй зафиксируйте на кружке в центре сетки. Затем выберите в наблюдаемой сцене какую-либо точку и поймайте ее в кружок, фиксируя таким образом «точку зрения». Эта трехточечная фиксация позволит вам возвращаться в одну и ту же позицию при каждом новом визировании. Не забывайте при каждом визировании закрывать один глаз и удерживать сетку в перпендикулярной направлению взгляда плоскости изображения.

5. Сверьте вертикальную линию угла комнаты с одной из вертикальных линий сетки. (Она тоже будет вертикальной: вертикальные края комнат, дверей, окон и других объектов всегда остаются вертикальными для глаз; наклонными становятся только горизонтальные линии — края потолка, пола, стола и т. п.) Нарисуйте вертикальную линию, задающую угол комнаты.

6. Глядя сквозь сетку, определите углы линий потолка относительно горизонтальной линии сетки. Вы можете обнаружить, что все углы разные. Хотя вы знаете, что потолок плоский и стыкуется со стенами под прямым углом, отрекитесь от этого знания и рисуйте каждый угол так, как видите его. Спрашивайте себя: «Какова величина этого угла относительно горизонтальной линии сетки?» Затем рисуйте этот угол на бумаге, не думая о нем. Не усложняйте себе работу, не пытайтесь разобраться, почему этот угол именно такой. Ваша цель — увидеть, какой он есть, и отразить свое восприятие в рисунке. (Рис. 17.12 служит примером такого визирования, но имейте в виду, что углы вашего потолка будут другими, если ваша «точка зрения» другая.)

7. Продвигаясь вперед, вы будете собирать в своем рисунке все больше информации о соотношениях. Это даст вам изобилие возможностей сверять каждое соотношение; вы сможете проверять длину некоторой линии или величину угла относительно сетки, другой линии, другого угла. Это придаст вам больше уверенности в правильности вашего восприятия.

Читайте также:  Сделай сам полочка под специи

8. Линии, которые вы рисуете, описывают некоторые формы и пространства, и рисунок складывается подобно картинке-головоломке, состоящей из причудливой формы кусочков; углубляясь в эту «головоломку», вы будете все более увлекаться процессом.

Рис. 17.12. Рисунок угла комнаты, выполненный студентом Джо Джамилоса

Рис. 17.13. Что Джо Джамилоса видел сквозь сетку

Вы наверняка испытаете удовольствие от осознания того, что вы, в некотором смысле, обретаете власть над пространством и в то же время некоторое замешательство, вызываемое трехмерностью образов. Л-режим, лишенный господства, со временем поутихнет, и тогда визирование станет увлекательным процессом.

Теперь начинайте рисовать. При необходимости вы можете остановиться в любой момент, чтобы еще раз перечитать указания. И когда вы закончите, я думаю, вам доставит удовольствие осознание того, насколько точно вы увидели и нарисовали этот вид. (Рис. 17.14—17.16 являются примерами студенческих рисунков угла комнаты.)

Использование сетки с необходимостью пауз для повторного задания ей нужного положения и оценки углов и пропорций может показаться несколько утомительным и медлительным процессом. Сетка тем не менее является прекрасным инструментом для тренировки навыка визирования. Теперь вы готовы, однако, перейти к более простой, быстрой и элегантной процедуре, где единственным необходимым инструментом для визирования является карандаш, которым вы рисуете.

Эта техника подразумевает, что вам почти не потребуются паузы для визирования: рука, держащая карандаш лишь останавливается на мгновение, и вы вытягиваете ее, как показано на рис. 17.17. Затем вы продолжаете рисовать. Визирование становится простой и быстрой процедурой.

Рис. 17.14. Изучающая рисование писательница Пег Брэкен выбрала для визирования угол комнаты со старинной швейной машиной, на которую поставлена электронная пишущая машинка — очаровательная композиция

Рис. 17.16. Студенческий рисунок: угол комнаты

Здесь необходимо уточнить, что карандаш функционирует как своего рода подвижная линия сетки (и глитч), относительно которой можно визировать углы, определять пропорции и проверять правильность наблюдений. Таким образом, карандаш становится упрощенным вариантом сетки. Благодаря простоте и элегантности этого метода, им пользуется большинство художников. Проще его лишь визирование «на глаз» — без использования каких-либо вспомогательных инструментов, — которым вы наверняка уже пользуетесь, хотя бы иногда.

Рис. 17.17. Рисунок Алэна, журнал Нью-Йоркер

Рис. 17.18. Ваша «модель», Диего Мартелли, видимая через нанесенную художником сетку. Эдгар Дега (1834-1917). «Этюд к портрету Диего Мартелли».

С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард

Рис. 17.19. Быстрый и простой «видоискатель»

Рис. 17.20. Другой тип «видоискателя»

Давайте попробуем визировать с помощью одного только карандаша. Пожалуйста, прочтите все указания прежде, чем начнете.

1. Уговорите кого-нибудь позировать вам или, если хотите, усядьтесь перед зеркалом и сами станьте моделью для себя. В качестве учебного рисунка я воспользуюсь «Этюдом к портрету Диего Мартелли» Эдгара Дега (рис. 17.18). Вы сразу заметите, что Дега, которого часто именуют величайшим из всех рисовальщиков, нанес на рисунок сетку, как это он часто делал.

Прежде чем вы приступите к собственному «Этюду модели», я предлагаю вам выполнить следующее короткое упражнение: воспользуйтесь рисунком Дега, чтобы попрактиковаться в визировании. Если угодно, можете скопировать этот рисунок или просто потренируйтесь с визированием. После этого вы будете готовы рисовать модель.

2. Поставьте книгу с рисунком Дега вертикально на уровне глаз в метре от себя и усядьтесь перед ней. На лист бумаги нанесите формат, сохраняющий пропорции формы рисунка. Формат более наглядно задает вертикаль и горизонталь, чем границы листа. Если хотите, можете скопировать рисунок Дега в свой формат, чтобы лучше оценить углы и судить о пропорциях.

3. Ваши рука, большой палец и карандаш могут играть роль «видоискателя» для ограничения воспринимаемого «извне» объекта (в данном случае, Диего Мартелли). Отведите большой палец левой руки (правой для левшей) под прямым углом к кисти и приставьте карандаш вначале вертикально, образуя третий край, а затем горизонтально, образуя четвертый край, как показано на рис. 17.19, формируя этими движениями, так сказать, «призрачный» край.

Рис. 17.21. Диего Мартелли в большем приближении.

Элгар Дега (1834-1917). «Этюд к портрету Диего Мартелли».

С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард

Вы можете придвигать руки ближе к глазам или отодвигать их, чтобы зафиксировать вид, который вы хотите нарисовать, загоняя модель и негативные пространства вокруг нее в рамки формата. (Если хотите, можете изготовить «настоящий» видоискатель, вырезав небольшой прямоугольник в центре листа плотной бумаги, как показано на рис. 17.20. Однако использование в качестве видоискателя лишь руки и карандаша — очень простой процесс, позволяющий вам обходиться без каких-либо вспомогательных инструментов.) Во втором «Этюде Диего Мартелли» Дега изменил вид и приблизил фигуру к зрителю, нарисовав ее несколько большей относительно формата (рис. 17.21).

4. Вернувшись к первому «Этюду» Дега, зафиксируйте в уме общий внешний контур всей фигуры. Такую практику иногда называют «квадратурой»; она помогает художнику держать в уме общие пропорции и общую форму объекта. (На рис. 17.22 эта процедура, шутки ради, вывернута наоборот.)

5. Для визирования углов закройте один глаз и держите карандаш на расстоянии вытянутой руки в воображаемой плоскости изображения (карандаш представляет собой вертикальную или горизонтальную «линию» сетки). Рассмотрите угол между карандашом и левым плечом Диего Мартелли, показанный на рис. 17.23. Запомните этот угол и нарисуйте край плеча под тем же углом относительно края бумаги.

Рис. 17.22. «Квадратура» наоборот. Иллюстрация Сеймора Кваста (заголовок: «Как рисовать геометрические фигуры». Ниже: шаг 1, шаг 2 и т. д.)

Рис. 17.23. Визирование угла

Закройте один глаз, проверьте следующий угол (например, затылка) и нарисуйте этот край. Продолжайте рисовать, перемещаясь от одного края к соседнему, от одного негативного пространства к следующему. Таким образом можно определить все углы — через простое сравнение с константами, вертикалью и горизонталью. И помните, что вы можете перепроверять любые из этих наблюдений, перемещаясь на негативные пространства.

6. Для визирования пропорций нужна другая процедура. Основная идея состоит в том, что все части объекта, пейзажа, человека (проблемы!) связаны пропорциональными соотношениями, которые вы не властны изменить по своему желанию. Ваше дело — увидеть эти соотношения и увидеть правильно. Не такими, какими, как вам кажется, они могли бы быть или должны быть, но какие они есть. Мы говорим о действительности, о том, что есть на самом деле, и о возможности увидеть эту действительность.

7. Держа карандаш в вытянутой руке горизонтально, наведите его кончик на один край головы модели и отметьте положение другого края ногтем большого пальца (рис. 17.24). Удерживая палец на месте, зафиксируйте эту мерку (назовем ее «единицей») и, не меняя положение локтя, поверните карандаш вертикально и измерьте длину головы (до нижней точки бороды). Вы обнаружите, что соотношение составит примерно единицу к полутора (1:1’/2) (рис. 17.25 и 17.26).

Запомните это соотношение. Теперь рисуйте голову, позаботившись о том, чтобы она имела нужный размер относительно формата (то есть чтобы сохранялась пропорция головы относительно формата). В этом вам поможет сетка, нанесенная Дега. Постарайтесь также правильно разместить голову относительно верхнего края формата — в этом вам тоже поможет сетка Дега.

Рис. 17.26. Визирование пропорций

8. Затем спросите себя: «Насколько низко расположен край жилета относительно длины головы?» Опять выполните визирование на рисунке (1:l’/з) и отметьте штришком отмеренное расстояние. При рисовании рук используйте негативные пространства, но не забудьте визировать толщину руки. Вернитесь к «единице», ширине головы, и измерьте толщину руки относительно ширины головы. Вы обнаружите, что соотношение составляет 1: 2 /з — (Толщина руки составляет две трети ширины головы.)

9. Продолжайте работать с рисунком, визируя любые углы и пропорции, всегда определяя соотношения, и не забывайте использовать как можно чаще негативные пространства для проверки своего визирования.

Попрактиковавшись с визированием, возьмите чистый лист бумаги и начинайте свой «Этюд модели». Следуйте тем же указаниям: ограничьте форму видоискателем, составленным из руки и карандаша; рисуйте карандашом; приступайте к рисованию, выполняя необходимое визирование относительно вертикали и горизонтали, оценивая пропорциональные соотношения и сверяя свои наблюдения с обильной информацией, доставляемой негативными пространствами. (Рис. 17.27 служит примером.)

Я думаю, что, закончив свой рисунок, вы наверняка обнаружите, что все «сходится». И, как я себе представляю, вы измерили множество углов и пропорций, не используя даже карандаш как глитч — просто воспринимая информацию «на глаз», выполняя быстрые визуальные оценки и даже, вероятно, легко обходя предварительные концептуальные программы мозга. П-режим управляет зрительной информацией чрезвычайно быстро и ловко (так же, как Л-режим обрабатывает вербальную информацию). Но всякого, кто рисует, осознание того, что для проверки «трудных» двусмысленных или парадоксальных взглядов всегда доступна эффективная процедура визирования, наполняет уверенностью в себе. Вероятно, такую же роль играют словари и справочники для писателей, метрономы и камертоны для музыкантов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9271 — | 7384 — или читать все.

источник

перед выполнением задания

Если не работает проигрыватель, скачайте запись тут.

Вся проблема в работе с натуры — это ваш страх нарисовать неправильно. Разрешите себе в первый раз нарисовать как получится, не важно правильно-неправильно, как получится — так пусть и будет. Мы просто учимся!

Смотреть через сетку надо одним глазом (одним и тем же сначала и до конца работы)

Смотреть надо с одного и того же места, поэтому когда найдете нужное положение сетки с удобного для вас места для рисования, то старайтесь смотреть на протяжении всей работы с этого места. Запомните какого размера предмет по отношению к сетки, и вы сразу поймете с правильного места вы в следующий раз будете смотреть или сдвинулись немного. Так как композиция будет меняться если посмотреть чуть-чуть с другого места.

Читайте также:  Что сделать чтобы туфли не спадали с пяток в домашних условиях

Квадратики в сетке могут быть от 1х1 см, до любой величины, которую вы фактически можете сделать. Только очень большая сетка не очень удобная.

Для натюрмортов очень удобно сделать квадраты в сетке 3х3 см, как у меня на фото ниже. Клетки в сетке Дюрера и на бумаги могут быть разного размера, а вот количество клеток, там и там — должно быть одинаковое.

Выставляем простой натюрморт.

Выберите предметы несимметричной формы.

Можно взять цветок, веточку рябины, можно просто смять бумагу.

В первый раз не важно что вы будете рисовать, главное научиться пользоваться сеткой Дюрера.

Для формата А4 на бумаге чертим прямоугольник 20 Х 25 см

Вертикальная сторона 20 см, горизонтальная сторона 25 см ( все клетки 5х5 см)

Если формат бумаги больше, то не надо добавлять клеточки, просто измените размер клеток — сделайте например клетки 7х7 см или 8х8 см.

Картон нужен плотный, чтобы держал форму и не гнулся, если вы его поставите в какой-нибудь держатель.

Только не надо мой натюрморт рисовать с фото, поставьте свой натюрморт. Если рисуете по вечерам, то сделайте направленное освещение натюрморта с одного бока, например настольной лампой.

Рисуйте так, чтобы на конечной работе клеточки были незаметны. Не забывайте, что через сетку надо смотреть одним глазом

Сетка Дюрера вам нужна только для тренировки, когда глазки привыкнут видеть линиями и пятнами, то сможете легко рисовать с натуры без сетки.

Обычно достаточно всего 2-3 рисунка сделать через сетку, чтобы мозг научился видеть пятнами и линиями.
Людям после 40 лет может понадобиться 4-5 рисунков.

источник

Метод «Рисование по сетке» использует простую идею – разбиение целого изображения на ряд более мелких и перенос изображения на рабочий лист именно по частям. Т.е. не рисовать сразу полностью изображение, а рисовать по квадратикам, врисовывая в квадрат элементарное составляющее изображения.

Зачастую, начинающие художники не имея возможности рисовать с живой модели, используют в качестве натуры фотографию. Это оправдано и более того для метода «Рисование по сетке» использование фотографии является весьма удобным (хотя и с натуры по сетке рисовать можно и как это делать это я вам объясню в бонусном приложении). Так что подбирайте для Ваших работ фото, с которых затем Вы будете делать свои рисунки.

Совет:
Для первых рисунков желательно подобрать контрастное фото с чётко читаемыми краями объектов фотографии, не содержащее большое количество мелких деталей и тоновых переходов. Когда Вы освоетесь и научитесь легко распознавать и выделять края деталей фотографии, можно переходить к более сложным изображениям с большим количеством деталей и тоновых переходов.

Создание рисунка с помощью метода «Рисование по сетке» с фотографии разобьем на несколько этапов.

  • Изготовление сеток для исходного и конечного изображения
  • Анализ фотографии и получение контурного рисунка
  • Перенос полученного контурного изображения с помощью сеток на рабочий лист
  • Светотеневое тонирование на основе исходной фотографии.

Для создания вспомогательного инструмента «копирующая сетка», Вам понадобится прозрачная пластиковая обложка, линейка и качественный несмываемый (перманентный) маркер с тонким концом.

Возьмите прозрачный пластиковый лист, положите его более длинной стороной к себе (альбомная ориентация), и, начиная с верхнего левого угла (именно с левого, так как градуировка линеек идет слева направо), делайте маленькие отметки маркером на обложке ровно через один сантиметр. Сделайте так по всей верхней стороне пластикового листа.

Теперь спустите линейку к нижнему краю и, начиная снова с левой стороны, сделайте точно такие же отметки внизу. Весь смысл в том, чтобы сделать разметку с одной и той же стороны в одном и том же направлении. Тогда сделанные по отметкам линии будут строго параллельны.

Переверните лист с отметками так, чтобы левый край листа в альбомной ориентации, теперь был сверху в книжной ориентации листа. Используя линейку тщательно соедините сделанные отметки горизонтальными линиями начиная сверху (дальний от Вас край листа) и слева направо, постепенно спускаясь ниже.

Чертите эти линии очень тщательно, потому что если вы ошибетесь хоть немного (даже на полмиллиметра), пропорция вашего рисунка исказится.

Теперь проделайте те же операции, но уже по меньшим сторонам пластикового листа, снова начиная слева. Расстояние между отметками также 1 см. То же самое – по нижнему краю (слева направо).

Теперь снова переверните лист так, чтобы левая сторона в книжной ориентации оказалась сверху в ориентации альбомной (т.е. длинная сторона листа лежит к вам, а короткие по бокам), и соедините по линейке отметки линиями слева направо двигаясь сверху вниз.

В результате у Вас получится расчерченный сеткой прозрачный пластиковый лист. Что и требовалось.

Для удобства пользования сеткой рекомендую её пронумеровать. Например, по короткой стороне листа столбцы обозначаются буквами, а по длинной стороне строки цифрами (пример для книжной ориентации листа). В результате Вы всегда легко определите, с какой ячейкой сетки Вы работаете в данный момент. На сетке для рисунка необходимо сделать аналогичную нумерацию.

Это напоминает чем-то очень большое поле для «морского боя», в который многие из нас самозабвенно «рубились» на уроках в школе или на «парах» в институте.

Если Вам не подошёл ни один из вариантов замены пластикового листа, описанных в разделе о материалах, я предлагаю Вам сделать следующее:

Сделайте качественную чёрно-белую ксерокопию выбранной фотографии (или распечатайте её на принтере), а уже на ксерокопии (распечатке) расчертите копировальную сетку, строго выдерживая размер ячеек и параллельность линий. Этот способ хорош ещё тем, что на чёрно-белом изображении легче выделить края объектов, а следовательно очертить их контуры.

Для выполнения рисунка методом «Рисование по сетке» понадобится еще одна сетка, теперь уже для Вашего будущего рисунка. На сей раз эту сетку Вы расчертите непосредственно на листе, который будет использован под рисунок.

Порядок выполнения сетки идентичен с вышеприведённым, отличие только в том, что сетка расчерчивается непосредственно на рабочем листе, используя очень остроотточенный карандаш твёрдостью 2Н-НВ. Линии старайтесь делать едва заметными, очень легкими, чтобы потом их можно было легко стереть.

Замечание по размеру шага сетки.

По «умолчанию» шаг сетки рисунка должен совпадать с шагом сетки оригинала. В этом случае Вы получите рисунок с масштабом 1:1, т.е. в натуральный размер исходного изображения.

Но вся прелесть этого метода заключается в том, что по Вашему желанию конечный рисунок может быть увеличен (уменьшен) до нужных Вам размеров. Достигается это созданием копирующей сетки с кратным размером шага сетки относительно шага копирующей сетки для исходного изображения.

Допустим, Вы хотите сделать рисунок с фотографии размером 10х12 см.

Шаг копирующей сетки для исходника – 1х1 см.

Шаг копирующей сетки для рисунка – 2х2 см.

Таким образом, размер Вашего рисунка ровно в два раза (т.к. размер ячейки сетки увеличился в два раза) и составит 20х24 см.

Точно также Вы сможете и уменьшить свой рисунок, сделав шаг сетки не 1х1 см, а, допустим, 0,5х0,5 см. В этом случае сделанный Вами рисунок будет по размеру ровно в два раза меньше исходного изображения.

Кстати, изменение размеров шага сетки может быть не только кратна целому числу, оно может быть и дробным, например, 1,8х1,8 см. Тогда, если шаг сетки исходного изображения 1х1 см, полученный рисунок будет увеличен в 1,8 раза.

Главное, за чем необходимо внимательно следить, это чтобы ячейки сетки, как для исходного изображения, так и для рисунка были СТРОГО КВАДРАТНЫМИ. Только в этом случае Вы избежите искажения пропорций.

Не поленитесь заранее заготовить сетки разного размера. Это инструменты не одноразового использования и пригодятся Вам так или иначе в дальнейших работах.

Наиболее предпочтительные сетки: 0,5 x 0,5 см.; 1 x 1 см.; 1,2 x 1,2 см.; 2 x 2 см.; 2,5 x 2,5 см.

Создание сеток может показаться немного трудоёмким занятием, но их изготовление и применение, несомненно, принесёт Вам большую пользу, облегчив сотворение рисунков собственными руками.

Я рассказал Вам о распространённых способах изготовления копирующих сеток для создания изображений методом «Рисование по сетке». В принципе этих способов достаточно, чтобы выбрать предпочтительный именно для Вас.

Но есть и другие варианты. Ими я тоже поделюсь с Вами, но уже в бонусном приложении к этому мини-курсу.

Ну вот, теперь всё готово чтобы приступить к следующему шагу.

До скорой встречи на страницах рассылки!
С уважением, Александр Лукичёв.

Воспроизведение всего мини-курса или любой его части вплоть до абзаца,
сохранения текста данного курса или всего курса в какой-либо форме
и какими-либо средствами (электронные или механические, включая
печатные формы, фотокопирование, запись на магнитный, оптический
носители) или обращение любым способом в иную форму хранения
информации с целью получения комерческой или иной выгоды
запрещается без письменного согласия автора этого курса.

Данный электронный мини-курс предназначен для личного использования
и поставляется в виде «как есть». Данный электронный мини-курс
защищен законом об авторском праве и смежных правах на территории
России, стран СНГ, Украины и Балтии.

Этот электронный мини-курс выражает мнение автора по данному вопросу.
Мнение автора может отличаться от распространённых точек зрения и мнения читателя.

источник