Внеисторическое одолжение

До 7% заемщиков в России берут рассрочку, данные о которой не попадают в их кредитные истории. Хотя доля таких клиентов невелика, ЦБ считает рост рассрочки проблемой и настаивает на регулировании сегмента Фото: Михаил Гребенщиков / РБК Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Порядка 6–7% российских заемщиков пользуются рассрочками от сервисов формата BNPL (Buy now pay later — «Покупай сейчас, заплати потом»), оценили в ОТП Банке по запросу РБК. Такие компании дают потребителям возможность оплачивать покупки в интернет-магазинах по частям. В большинстве случаев подобная рассрочка предоставляется без оформления кредитного договора, а значит, информация о таких обязательствах физлица не отображается в его кредитной истории и скрыта от банков или МФО.

Сегмент BNPL в России в 2023 году вырос вдвое и уже начинает искажать для «классических» кредиторов информацию о потенциальных заемщиках, сообщили РБК в Банке России. На 1 июля 2024 года в России насчитывалось 50,3 млн заемщиков, сообщал ранее ЦБ (.pdf). Исходя из расчетов ОТП Банка, число пользователей BNPL-сервисов может составлять около 3–3,5 млн человек. «Поскольку информация о заемщиках не передается операторами рассрочки в бюро кредитных историй (БКИ), то 100% задолженности по небанковской рассрочке в кредитных историях не видны. Это препятствует корректной оценке кредиторами долговой нагрузки граждан при обращении за кредитом», — сказал представитель регулятора. В ЦБ при этом не дали оценок, сколько россиян могут пользоваться рассрочкой, данные о которой не попадают в БКИ.

Кто предоставляет рассрочки и кто ими пользуется

BNPL-сервисы в России появились в 2021 году. Сейчас такой продукт есть, например, у Т-банка («Долями»), «Яндекса» («Сплит»), Сбербанка («Плати частями»), Альфа-банка («Подели»), Совкомбанка («Халва частями»).

ОТП Банк является одним из лидеров в POS-кредитовании — выдаче ссуд на покупку товаров, это смежный сегмент с BNPL. По оценкам кредитной организации, средняя платежная нагрузка клиентов со скрытыми рассрочками составляет 3–7 тыс. руб. в месяц. Как правило, такие потребители одновременно имеют две-три активные рассрочки на разные товары. В основном это клиенты в возрасте 18–35 лет, жители мегаполисов с доходом ниже среднего или средним, что объясняется их потребностью «в разделении платежей для более комфортного управления финансами». Данные банка о среднестатистических пользователях рассрочки в целом совпадают с теми, что ранее раскрывали некоторые российские BNPL-сервисы (например, «Долями»).

По оценкам «Сбера», за последний год рынок BNPL в России увеличился на 25%. В среднем клиент берет в рассрочку товары на 7–10 тыс. руб., но имеет 1,5 активных рассрочек одновременно.

«Оценить долю клиентов с действующим BNPL в потоке заявок на потребительские кредиты фактически невозможно», — констатировал представитель банка.

Остальные крупные банки не ответили на запрос РБК.

Финансы Эксперты впервые оценили, сколько россияне покупают в рассрочку

Почему банкам нужно знать о рассрочке заемщика

Хотя у банков нет полной информации о наличии у клиентов обязательств в виде рассрочек, участники рынка уже используют этот фактор при оценке потенциальных заемщиков.

Такой подход подтвердили в Сбербанке. «Рассрочка — это также обязательство клиента по выплате задолженности, в этом аспекте отличия от кредитного продукта нет», — пояснил представитель кредитной организации.

Сейчас банки могут лишь примерно оценить, есть ли у клиента рассрочки, не отраженные в кредитной истории, рассказал РБК предправления ОТП Банка Илья Чижевский: «Во-первых, заемщик может сам честно предоставить данные об обязательствах — не все потребители знают о кредитных историях и о том, что там отображается. Второе — банк может оценивать поведение такого заемщика. Клиенты с высокой финансовой нагрузкой — три-четыре обязательства, из которых, например, два банковских и две рассрочки, — не обязательно будут допускать просрочку именно по BNPL».

Финансы Банки резко увеличили долю отказов по потребкредитам

«Мы через коллекторский процесс, через аналитику и модели look-alike (таргетирование похожих аудиторий. — РБК) видим идентификаторы, по которым высокая вероятность того, что клиент имеет рассрочки, не отраженные в кредитной истории. Мы на такие категории заемщиков уже накладываем ограничения. Какого-то «фильтра» на клиентов с рассрочками у нас нет, но мы принимаем это во внимание при анализе нашей клиентской базы», — добавил он.

«По оценкам некоторых участников рынка, объемы выдач через сервисы BNPL в 2024 году могут сравняться с выдачами в сегменте POS-кредитования — примерно 400 млрд руб. Однако доля BNPL-сервисов в общих выдачах розничных кредитов все еще остается незначительной — менее 3%», — отмечает управляющий по анализу банковского и финансового рынка ПСБ Дмитрий Грицкевич. Он добавляет, что сейчас этот сегмент фактически находится в серой зоне для ЦБ как регулятора.

«Переток спроса в BNPL из сильно зарегулированного сегмента потребительского кредитования во многом и определяет текущую популярность сервисов рассрочки», — говорит эксперт. В необеспеченном кредитовании для банков сейчас действуют два ограничительных инструмента от ЦБ — надбавки и макропруденциальные лимиты. Первые требуют от банков задействовать больше капитала при выдаче более рискованных ссуд, а вторые прямо ограничивают долю выдач кредитов с определенными характеристиками.

Проникновение рассрочки может увеличиваться еще из-за двух факторов, отмечает сооснователь консалтинговой компании Futureproof Егор Кривошея. По его словам, это повышение ключевой ставки, которое делает кредитные продукты более дорогими для заемщиков, и «популяризация BNPL-методов в разных каналах».

Сама по ребе рассрочка — это квазикредитный продукт, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин: «Он практически аналогичен полученной ссуде и увеличивает кредитную нагрузку гражданина».

Позиция ЦБ про BNPL

В Банке России предупреждают: «Выход [рассрочки] на массового пользователя при отсутствии регулирования может обернуться неконтролируемым ростом задолженности» и это один из рисков для финансовой системы в целом. Но данных о том, часто ли пользователи рассрочки жалуются на закредитованность, у ЦБ нет.

«Проблема с погашением обязательств — одна из наиболее частых тем обращений, поступающих в Банк России. Выделить в них отдельно рассрочку не всегда возможно, поскольку потребители часто жалуются на непосильные долги в целом», — сказал РБК представитель регулятора.

Законопроект о регулировании рынка рассрочки был внесен в Госдуму в августе 2024 года. Его критиковали банкиры и участники рынка BNPL, компании интернет-торговли и туристические агрегаторы. Документ еще не прошел первое чтение.

Есть ли риски от BNPL для кредитного рынка

«Тот факт, что информация о приобретении товаров в рассрочку не учитывается в кредитной истории заемщика, действительно может искажать данные о долговой нагрузке данного клиента. Но совокупная сумма портфелей рассрочки у российских банков невелика и не должна оказывать заметного влияния на отражение реального уровня закредитованности населения», — полагает Полухин из АКРА.

Говорить об искажении долговой нагрузки заемщиков из-за популяризации BNPL и о масштабах проблемы сложно, указывает гендиректор «Скоринг Бюро» Олег Лагуткин. Он при этом отмечает, что «на маркоуровне», то есть в целом по всему срезу заемщиков, изменение долговой нагрузки может быть не таким значимым, как в «отдельных сегментах» клиентов.

«На рынке отсутствует какое-либо единое пространство, в котором банкам можно было бы получать информацию о рассрочках для отдельно взятого потребителя, поэтому у кредиторов вряд ли есть возможность провести точный анализ влияния этого фактора на риск и включить его в скоринговую модель для оценки риска, а «штрафовать» конкретного потребителя на некий усредненный показатель наличия BNPL было бы несправедливо и неправильно», — говорит эксперт.

Ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вадим Крапп тоже считает, что рассрочка без передачи данных о ней в БКИ может искажать для банков и МФО расчет показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщиков и создавать им сложности с соблюдением ограничений ЦБ (например, макропруденциальных лимитов). Но ситуация не безвыходная.

«Большинство BNPL-сервисов создаются на базе крупных банков, что дает возможность таким банкам учитывать выдаваемые рассрочки в скоринге. Для других кредиторов узнать о рассрочке также возможно, но затруднительно: необходимо либо направлять запросы в крупнейшие BNPL-сервисы, либо надеяться, что заемщик в анкете раскроет данные об имеющейся рассрочке», — говорит аналитик. Он, впрочем, считает, что рынок BNPL пока не настолько велик, чтобы «другие кредиторы повышали расходы в попытке учесть потенциальные рассрочки в скоринге».

Новости